Школа №179 открыта в 1950 году и первое время была женской — в тот период девочки и мальчики учились раздельно. В число первых учеников вошли дочери знаменитого артиста Александра Вертинского Марианна и Анастасия. В том же потоке оказалась и известная переводчица английских и американских писателей Алла Николаевская.
"Школа находится на довольно интересном месте: здесь когда-то была резиденция Романовых, а в фундаменте школы есть камни, оставшиеся от Георгиевского монастыря, имя которого теперь носит соседний переулок", — рассказал директор школы Павел Якушкин.
Самое серьезное изменение в школе произошло в конце 1970-х годов, когда здесь стал преподавать известный математик Николай Константинов, открывший первые математические классы. Многие педагоги, включая директора школы, учились у Константинова и переняли его методики. Сегодня Николай Николаевич — научный руководитель школы.
В 1990-е школа пришла в упадок и чуть было не закрылась, но стараниями выпускников-математиков удалось не только ее сохранить, но и расширить диапазон профилей — добавились инженерный и биологический. Непрофильных классов сегодня нет вообще, как и начальной школы — набор детей начинается с 6-го класса.
Зачисление детей в школу, которая в этом году подготовила восемь стобалльников ЕГЭ и 42 призера и победителя олимпиад, происходит по итогам собеседования. Ребятам предлагается решить несколько математических задач, помогающих раскрыть их потенциал, в целом же академическая успеваемость в прошлой школе не так важна. Главное — быть мотивированным к изучению той области, которую ребенок для себя выбрал.
Школа чтит традиции и работает по методике Константинова — "системе листочков", которая предполагает освоение материала посредством решения заданий. "Каждый ученик получает листочек с задачами и строит свое здание математики не по учебникам, а решая эти задачи индивидуально. Нет такого, что кто-то вышел к доске, написал решение, а все остальные аккуратно переписали в тетрадку, — каждый двигается в своем темпе, но делает все", — подчеркнул директор.
"Такая система зиждется на принципе полной обратной связи, потому что ребенку нужно не только справиться с заданием, но и объяснить ход своих мыслей учителю, который принимает у него работу", — в свою очередь добавил руководитель математического профиля Станислав Комаров. Он уточнил, что во время обучения основным дисциплинам в классе присутствует несколько помощников учителя, это могут быть как штатные сотрудники, так и студенты — выпускники 179-й школы и даже старшеклассники.
Учитель информатики Денис Кириенко подчеркивает: в школе даются только те знания, которые действительно потом пригодятся. "Когда я пришел в эту школу работать, то подумал над тем, чего мне не хватало в моем школьном образовании, чему меня не научили, что мне было нужно потом. И в своей работе я стараюсь таких пробелов не допускать", — говорит Кириенко.
Ежегодно в 179-й школе выпускается около 100 человек, по статистике, большинство из них затем поступают на мехмат, ВМК, физфак, биофак МГУ имени Ломоносова, в МФТИ, на математический факультет и факультет компьютерных наук Высшей школы экономики.
"Инженерные, математические, танцевальные, спортивные — в целом более 80 направлений. При этом мы открыты для всех: на постоянной основе у нас учится 500 человек, а приходит заниматься еще более 600 со всей Москвы", — сказал Якушкин.
Конечно, кружки, особенно связанные с предметными соревнованиями, активно посещают и ученики 179-й школы. "Это связано с тем, что в отличие от других московских школ инженерной направленности на уроках здесь к олимпиадам дети не готовятся. На уроках они учатся", — подчеркнул директор.
Дополнительным образованием дети интересуются до такой степени, что в школе введено ограничение: после 21.00 здесь находиться нельзя.
Кругозор ребят помогают расширять и педагоги, которые часто устраивают своим ученикам экскурсии, походы в театр, возят на археологические раскопки.
Учитель литературы Сергей Брель работает в 179-й школе восемь лет, помимо уроков он ведет кружок драматургии. Сергей считает стереотипом мнение, что все люди делятся на лириков и физиков и вторым изящные искусства недоступны. "Мне приходится преодолевать очень суровую установку детей, за которой иногда стоят и взрослые, которые считают, что главное здесь научиться решать задачи", — отметил Брель.
Он добавил, что среди его учеников в 179-й школе много таких, кто благодаря неординарным способностям в математике понимает литературу гораздо лучше средних филологов. "Я сторонник рассматривать художественную литературу как знаковую систему, и если человек умеет оперировать точными понятиями, он сможет все эти знаки увидеть", — считает Брель.
В качестве примера он назвал такие детали в произведении, как одежда героя, манеры поведения, которые были приняты в его эпоху, даже то, в каком ресторане и что он ел. "Это все знаки, как люди мыслили, и когда об этом рассказываешь нетривиально, приносишь фотографии, это очень сильно меняет сознание. Нужно уходить от мысли, что литература состоит из скучных книг, которые надо прочитать и забыть. Это интеллектуальная игра, и я так стараюсь преподавать", — заключил педагог.
Почти каждый учитель 179-й школы может гордиться подготовкой победителей и призеров олимпиад, однако высокие результаты своих учеников все объясняют по-разному. "Основа успеха — творческая обстановка, которую мы создаем. Для этого требуется большой профессионализм учителей, и за этим мы очень внимательно следим, стараемся привлекать самых лучших, включая и молодых", — отметил руководитель математического профиля Станислав Комаров.
Другой важный момент — воспитание чувства собственного достоинства в ученике. "Работа строится на доверительных и даже дружеских отношениях, но в то же время ребята знают, кто старший, разумная граница не переходится. Я говорю детям, что они мои коллеги, просто я пока знаю чуть больше них", — сказал преподаватель.
"Эту грань между демократичностью и свободой и пренебрежением и хамством держать очень сложно, потому что дети могут сесть на шею, но такая обстановка позволяет раскрыть свой потенциал по максимуму", — в свою очередь добавил руководитель инженерного профиля Олег Гриценко.
По его словам, стандартная система обучения в школе построена по принципу зеркала: учитель рассказал, ребенок выучил и "зеркально" отобразил. "А здесь ты сам себе строишь концепцию, и тебя только направляют. Сначала ты работаешь медленно, но потом твоя скорость растет и картина выстраивается гораздо быстрее. Чтобы учиться здесь, нужна внутренняя потребность что-то творить", — заключил Гриценко.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/v-strane/4654092