Школа обладает интересным свойством, возможно, не всегда в полной мере осознаваемым: смыслы, цели и результаты школы лежат далеко за ее пределами. Часто, говоря о результатах, мы начинаем приводить статистику ЕГЭ, олимпиадные достижения и прочие показатели рейтинга школ. Конечно, это результаты школы, но окончательные ли? Как минимум выпускники получают баллы ЕГЭ и выигрывают олимпиады для того, чтобы поступить в вуз.
Но и это не окончательный результат. Иногда ведь бывает, что дети, которые хорошо учились в школе (часто даже окончив ее с медалью, подтвержденной высокими результатами ЕГЭ и олимпиадами), приходя в институт, отчисляются за неуспеваемость после первого-второго семестра. Диагноз здесь неутешительный. Школа, быть может, и научила ребят решать тригонометрические уравнения и логарифмические неравенства, вооружила их законами Кирхгофа и даже подвигла реализовать несколько разных видов сортировки массива. Но со своей основной задачей - научить учиться - школа в этом случае не справилась. С некоторой долей условности можно сказать, что результаты нынешних восьмиклассников будут в какой-то мере понятны через 15 лет (4 года на окончание школы, 4 года на бакалавриат, 2 года на магистратуру и еще лет пять на возможную аспирантуру, трудоустройство).
В этом смысле мы считаем, что результаты работы спецклассов пятьдесят седьмой школы лежат далеко за ее пределами. Нам бы хотелось, чтобы каждый наш ученик нашел себя и стал успешным. Поскольку многие выпускники математических классов стали учеными с мировым именем (это, кстати, отнюдь не только математики, но и физики, биологи, экономисты), среди родителей существует мнение, что спецклассы пятьдесят седьмой выпускают именно ученых. Мы, конечно, готовим ребят к занятию наукой, но нам важно, что среди выпускников можно также встретить известных бизнесменов, управленцев, представителей творческих профессий. Это нам кажется одной из главных ценностей.
В сентябре 2018 года мы отметили пятидесятилетний юбилей математических спецклассов: в 1968 году математик и педагог Николай Николаевич Константинов набрал математический класс не только в школе №7, где работал с 1962 года, но и в школе №57, расположенной значительно удобнее. Экзамены проходили в стенах школы №7, расположенной на улице Марии Ульяновой, а в школе №57 шел ремонт. Интересующихся математикой ребят искали в обычных школах и в кружках, в частности в математическом кружке Московского университета, который вел Николай Николаевич.
Ныне мы набираем ребят в восьмой класс (отказавшись в прошлом году от практики набирать в девятый). Вообще говоря, в разных математических школах разные регламенты, но всюду прослеживается общая тенденция к снижению возраста набора. По нашему мнению, набор в восьмой класс является хорошим компромиссом между уже достаточно осознанным выбором (школьники многое попробовали, они уже начали изучать физику, биологию), наличием первых результатов и еще достаточным временем для изучения математики.
Набору в восьмой класс предшествуют вечерние школы. Это открытые кружки для всех желающих ребят Москвы, которые раз в неделю проходят у нас в школе. Мы понимаем, что для набора класса примерно две сотни ребят должны пройти через вечернюю школу.
Обычно руководят работой вечерних школ учителя, которые будут набирать спецкласс, а помогают им студенты (они в будущем будут работать ассистентами в этом спецклассе) и даже школьники 10-11-х классов. Вечерние школы являются своего рода «демоверсией» спецкласса, они позволяют ребятам немного погрузиться в атмосферу и стиль работы, а руководителям - понаблюдать за каждым ребенком на протяжении нескольких месяцев.
Набор в спецклассы осуществляется на конкурсной основе по результатам экзаменов. Вопреки расхожему мнению, эти экзамены существуют исключительно в интересах детей. Дело в том, что учиться в спецклассе чрезвычайно трудно: уровень требований по профильным предметам действительно высок. И преодолевать все новые и новые трудности помогает только искренний и неподдельный интерес к учебе. Далеко не всем ребятам обучение в спецклассе принесет пользу, и выявить таких детей - основная задача экзаменов.
Традиционно мы продолжаем набирать классический математический класс. Его особенность состоит в том, что помимо стандартных школьных математических дисциплин (алгебра и геометрия) есть курс математического анализа, который преподается по системе «листочков», придуманной в шестидесятых годах Н.Н.Константиновым и А.С.Кронродом. В основу этого предмета заложен классический курс начала анализа с ответвлениями (простейшие элементы линейной алгебры и теории групп, начала теории вероятностей, комплексный анализ), что вполне доступно талантливым и мотивированным школьникам. Курс анализа почти не предполагает классических объяснений у доски, вместо этого школьники получают «листок» (обычно из 2-3 страниц формата A4), в котором излагаются основные определения, а также дается набор задач. Все ключевые теоремы курса тоже сформулированы в виде задач так, чтобы, решая их по порядку, школьник смог самостоятельно прийти к доказательствам. Ученики записывают решения задач в тетради, а на уроке обсуждают их с преподавателями (преподавателей на уроке много, обычно человек пять-шесть, и это отнюдь не только школьные учителя, но и выпускники школы: студенты, аспиранты и молодые ученыематематики). Этот диалог по своей сути не является экзаменом или зачетом, это живое обсуждение, которое в идеале должно представлять собой разговор двух коллег.
В последние годы наибольшее количество научных открытий делается не в узких областях, а на стыке наук. И очень важно еще со школы обращать внимание на междисциплинарное мышление. В этой связи в последние годы пятьдесят седьмая последовательно расширяет линейку спецклассов (начиная с биоклассов, которые возобновили свою работу после долгого перерыва в 2014 году).
Сегодня внешне наиболее похожими на матклассы являются классы с углубленным изучением физики и информатики. В них сохраняется чрезвычайно высокий уровень математической подготовки, но слегка сокращен курс математического анализа в пользу физики и информатики. При этом мы понимаем, что с появлением и распространением компьютеров в физике произошел настоящий переворот (в теоретической физике многие задачи, которые невозможно было решить аналитически, стали решаться с помощью компьютерного моделирования, а в экспериментальной физике актуальнейшим направлением стала компьютерная обработка результатов эксперимента), поэтому физикам на углубленном уровне преподается информатика, а программистам - физика.
Следующая группа спецклассов - биологические классы. С 2014 года в пятьдесят седьмой школе ежегодно набирается биологический класс. В 2017 году мы впервые набрали биомедицинский класс. Разница между ними состоит в следующем. Классический биологический класс предполагает естественный путь изучения многообразия живых существ и постепенный переход к понятию клетки. В биомедицинском классе процесс выстроен наоборот: школьники начинают изучение биологии с микромира и в дальнейшем на основе этого приходят к изучению высших организмов. Уровень преподавания математики в этих классах также высок (ввиду того что современные биологи чрезвычайно активно используют в своей работе математику), но вместе с ней углубленно также изучаются физика и информатика.
С 2017 года мы начали набор математико-экономических классов. Их открытие стало нашей реакцией на высокие результаты учеников матклассов на олимпиадах по экономике и на выбор выпускников: многие из них после окончания вузов занимаются математической экономикой, притом что специально экономике мы их не учили. Нам при этом кажется очень важным, чтобы ребятам из этих классов на высоком уровне преподавались не только математика, но и естественно-научные предметы.
Наконец, с 1989 года в школе существуют гуманитарные классы. На уроках в гуманитарном классе изучаются на традиционно высоком уровне история, русская и зарубежная литература, мировая художественная культура, а также латинский язык и мировая литература на английском языке. Образование продолжается и после уроков: на факультативных занятиях и экскурсиях, в учебных поездках по России и миру. Для учащихся работают киноклубы и действуют археологические экспедиции: Великий Новгород, Херсонес Таврический (Севастополь). Учителя гуманитарных классов постоянно контактируют с ведущими вузами и приглашают к сотрудничеству своих коллег на семинары и лекции.
В пятьдесят седьмой школе существуют не только спецклассы. Есть и совершенно традиционная траектория, начинающаяся с обучения в начальной школе. Мы ставим перед собой задачу довести значительную часть обучающихся из общеобразовательных классов до поступления в спецклассы и считаем, что неплохо с этой задачей справляемся (многие ребята после седьмого класса переходят в спецклассы). Это достигается за счет высокого уровня преподавания в общеобразовательных классах и гибкой профилизации. Но для нас принципиально важно, что «наши» ученики не имеют никаких преимуществ при поступлении в спецклассы и сдают экзамены на общих основаниях.
Организуя работу спецклассов, мы, имея в виду, конечно же, в первую очередь высокий уровень преподавания профильных предметов, ставим перед собой две важные задачи. Первая из них - выстраивание системы преподавания непрофильных предметов. Понятно, что большой объем нагрузки (как по времени, так и по трудоемкости) приходится на профильные дисциплины. Необходимо выдерживать очень тонкую грань: не перегружать учеников и в то же время не заниматься имитацией обучения. Здесь требуется высокий профессионализм учителя, в том числе в плане мотивации детей
Вторая задача - изменение приоритетов у части школьников, устойчивый интерес к предметам, отличным от основного для данного класса. Возникает вопрос: как школе отвечать на такую ситуацию? Первый шаг к ее решению мы уже сделали: значительно увеличив количество спецклассов, мы расширили возможности для реализации способных учеников. Сейчас мы выстраиваем учебный процесс таким образом, чтобы упростить смену спецкласса: следим, чтобы разница в изученном материале к концу восьмого класса была не критичной, временами объединяем разные классы в потоки.
Учиться в спецклассах трудно, но невероятно интересно (оба автора этой статьи окончили маткласс пятьдесят седьмой). Проходя через спецкласс, ученик много приобретает, и дело даже не в объеме изученного материала, а в стиле мышления. Мы уверены, что спецклассы пятьдесят седьмой школы позволят найти себя и стать успешными еще сотням ребят, что принесет в будущем огромную пользу науке, России и всему миру. Михаил СЛУЧ, директор школы №57; Дмитрий ЩЕРБАКОВ, и. о. директора школы №58