Учительская газета (печатное издание №4 от 22 января 2019г)

Дело под номером 7 «М» Математический детектив с логичным, но весьма захватывающим сюжетом http://www.ug.ru/archive/77543

Предмет математики на-столько серьезен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным.
Блез Паскаль

Вхождение нашей школы в проект «Математиче­ская вертикаль» началось с написания шестиклас­сниками пригласитель­ной контрольной работы, которая состоялась в де­кабре 2017 года. Работа была предложена учени­кам всех четырех клас­сов параллели. Задания в работе, как позднее отметили сами ребята, бы­ли весьма интересными и разнообразными: некото­рые задания показались им простыми, а какие-то заставили подумать и ис­пользовать нестандарт­ный творческий подход в решении.

Ребята с большим интересом посещали дополнительные занятия после уроков, так как учебный материал разительно отличался от привычного для них: здесь были и нестандартные формулировки заданий, и большое количество логических задач, и задачи открытого типа. Все это требовало от учеников повышенного внимания и креативности.

Состоялось общегородское тестирование учителей, желающих работать в классе проекта «Математическая вертикаль». Среди площадок тестирования были ведущие вузы столицы: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Во второй половине апреля ученикам предлагалось написать диагностическую работу, результаты которой определили, может ли конкретный ученик быть зачислен в класс проекта. В результате в нашей школе был сформирован 7-й «М» класс, состоящий из 34 учеников различных шестых классов.

Программа 7-го «М» класса отличается от общеобразовательной не только количественно (7 уроков математики в неделю вместо 5), но и качественно. Помимо алгебры и геометрии ребята изучают теорию вероятностей и статистику, а также каждый ученик класса посещает не менее трех кружков естественно-научного цикла в неделю (в нашей школе это математика, физика, робототехника, программирование, 3D-моделирование). Многие темы, которые были пройдены в первом полугодии, опережают стандартную программу. Ребятам приятно осознавать, что они знают чуть больше своих сверстников, некоторые темы, которые уже сейчас предлагаются ученикам класса проекта «Математическая вертикаль», либо изучаются в старших классах, либо вовсе выходят за рамки школьной программы.

Методическая поддержка и сопровождение проекта осуществляется Центром педагогического мастерства (на городском уровне), а также ресурсными центрами, к которым прикреплены школы - участницы проекта. В роли ресурсного центра выступают технические вузы и ведущие
школы столицы. Нашим ресурсным центром является известная московская школа №179. ЦПМ разрабатывает планирование по учебным предметам (алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика), размещает материалы (в том числе и методические) в электронной библиотеке Московской электронной школы, создает новый учебник геометрии, параграфы которого высылаются учителям и размещаются в электронной библиотеке МЭШ. Ресурсный центр регулярно проводит семинары для учителей, преподающих в классе проекта. Цель семинаров - ответить на вопросы учителей, помочь организовать максимально эффективное и интересное обучение школьников. У каждого класса есть свой куратор от ресурсного центра, с нашим классом взаимодействует Наталия Павловна Стрелкова, учитель математики школы №179, кандидат физико-математических наук. Кураторы класса посещают уроки, чтобы оценить общую атмосферу в классе и помочь учителям реализовать задуманные идеи. Куратор нашего класса посетила открытый урок алгебры в 7-м «М» классе, посвященный степени с натуральным показателем и ее свойствам. Это был один из заключительных уроков по данной теме, в ходе изучения темы ребята оформляют учебные плакаты с основной теоретической информацией и интересными фактами.

Урок начался необычно: до входа в кабинет каждый ученик получил билет на урок алгебры. Ребятам было необходимо устно решить пример и найти стул с соответствующим номером для определения своего места в классе.

Таким образом, ученики уже на перемене оказались вовлеченными в учебный процесс. Урок прошел весьма динамично и интересно. Приведем фрагмент анализа урока, составленного куратором класса в рамках проекта «Математическая вертикаль»: «Общая оценка атмосферы на уроке: позитивная, рабочая, доброжелательная. Практически все ученики заинтересованы в происходящем на уроке, работают активно, не боятся задавать вопросы и высказывать свои гипотезы. Живо радуются удачным математическим идеям. Учитель внимательно относится к вопросам и предложениям учеников, успевает спросить и услышать очень многих, доброжелательно относится к ребятам».

Создание класса в рамках проекта «Математическая вертикаль» в нашей школе способствует повышению уровня мотивации к изучению отдельных предметов. Для ребят математика - это вовсе не скучный и «пустой» предмет, который нужен им только в школе для получения оценок, для них это нечто большее: каждый точно знает, для чего математика пригодится в жизни и где она может встретиться, так как большинство задач, которые мы с ребятами решаем, имеют именно практическую направленность. Все ученики 7-го «М» класса с огромным интересом приняли участие в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по математике. Около половины ребят стали призерами школьного тура и приняли участие в муниципальном, с нетерпением ожидая результатов и начала Московской олимпиады школьников!

Нельзя не отметить тот факт, что наша школа на протяжении многих лет носила статус школы с углубленным изучением отдельных предметов, а именно английского языка. Статус школы изменился, а традиция изучать английский язык на очень хорошем и серьезном уровне начиная со второго класса осталась. Мне очень хотелось как-то связать два важных для учеников предмета - математику и английский язык. Вместе с заведующей кафедрой иностранных языков в нашей школе Анной Игоревной Пучковой мы стали искать подходящие учебные пособия, позволяющие изучать математику на английском языке. После продолжительных и безуспешных поисков в книжных магазинах и на просторах сети Интернет мы приняли решение составить данное пособие самостоятельно, и у нас это получилось!

Учебное пособие составлено в соответствии с ФГОС ООО и представляет собой сборник основных теоретических фактов по математике (алгебре, геометрии), а также упражнений для закрепления материала на английском языке. Цель данного пособия - развитие языковых навыков учащихся средней школы, отработка и совершенствование вычислительных навыков, формирование общей математической культуры, а также универсальных учебных действий, расширение кругозора обучающихся, повышение уровня мотивации к изучению отдельных предметов. Пособие может быть использовано как на уроке (английского языка или математики), так и во внеурочной работе (дополнительные занятия, элективные курсы, кружки), а также в качестве дополнительной литературы для учеников, интересующихся математикой и английским языком. И очень скоро появится печатная версия учебного пособия.

Доброй традицией стало проведение уроков-викторин в преддверии новогодних праздников и летних каникул. Этот год не стал исключением: ребята на 45 минут стали командами секретных агентов с целью расследования дела под номером 7 «М». Работа в команде развивает коммуникативные навыки ребят, учит планировать свою деятельность, воспитывает чувство ответственности за выполненную работу. Команды соперничают друг с другом, беспристрастное жюри скрупулезно подсчитывает заработанные игроками баллы за верные ответы, но всегда выигрывают дружба и интерес к математике! Математический детектив удался на славу: урок повторения и обобщения ранее изученного материала прошел живо и динамично, оставив в сердцах детей теплые воспоминания и сувениры в виде новогодних колпаков.

Безусловно, работа в классе проекта «Математическая вертикаль» требует от учителя творческого подхода и большого количества времени, которое необходимо уделять подготовке к урокам, но не стоит забывать слова французского писателя-моралиста Жозефа Жубера: «Обучать - значит учиться вдвойне».


Александр ЖДАНОВ,
учитель математики школы
№1234, аспирант Московского
городского педагогического
университета

Cсылка на статью>>>